Ключевые мысли темы:
«Святите субботы Мои. Я Господь Бог ваш».
Быт.2:1–3; Евр.4:4, 9–10; Иез.20:20; Ис.58:13–14; 66:22–23
Библейские тексты для изучения:
- Бытие 2:1 — Так совершены небо и земля и все воинство их.
- Бытие 2:2 — И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.
- Бытие 2:3 — И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
- Евреям 4:4 — Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих».
- Евреям 4:9 — Посему для народа Божия еще остается субботство.
- Евреям 4:10 — Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
- Иезекииль 20:20 — И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш.
- Исаия 58:13 — Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить:
- Исаия 58:14 — То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
- Исаия 66:22 — Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше,
- Исаия 66:23 — Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь.
* Комментарий к теме 8. Суббота — памятник Бога Творца:
Содержание
- 8.1. Четвёртая заповедь
- 8.2. Влияние традиций
- 8.3. Суббота от сотворения мира
- 8.4. Соблюдение субботы
- 8.5. «Суббота для человека…»
- 8.6. Знамение Творца
- 8.7. Тайна беззакония
- 8.8. Папство
- 8.9. Запрет на чтение Библии
- 8.10. Изменение Закона и идолопоклонство
- 8.11. День солнца
- 8.12. Тёмное средневековье
- 8.13. Непогрешимость Римской церкви
- 8.14. Заступничество святых и обожествление девы Марии
- 8.15. Чистилище и индульгенция
- 8.16 Идольская месса
- 8.17. Инквизиция
- 8.18. Последствия отвержения Божьего Слова
- 8.19. Свет Истины
- 8.20. История Божьего народа
- 8.21. Вальденсы
- 8.22. Отделение истинной Церкви от Рима
- 8.23. Соблюдение воскресного дня в наше время
- 8.24. Переставленный указатель
- 8.25. Реформа последних дней
- 8.26. Мир, обретаемый через Спасителя
- 8.27. «Из субботы в субботу»
8.1. Четвёртая заповедь
В самом сердце Десятисловия находится четвёртая заповедь, как она была провозглашена ещё в самом начале:
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8–11).
Дух Божий оказал Своё влияние на сердца тех, кто размышлял над Его Словом. Они не могли отделаться от настойчивой мысли, что по неведению нарушают эту заповедь, не соблюдая день покоя Творца. Они занялись изучением причин, побудивших людей праздновать первый день недели вместо дня, освящённого Богом. И не могли найти в Священном Писании никакого основания для устранения четвёртой заповеди или же о переносе субботнего дня. Первоначальное благословение, покоящееся на седьмом дне, никогда не оставляло его. Стремясь всей душой познать волю Божью, они осознали себя виновными в нарушении Его Закона, и глубокая печаль овладела ими. Тогда–то, желая доказать свою верность Богу, они и начали святить Его субботу.
Было предпринято много настойчивых попыток поколебать их веру. Всякому было понятно, что если земное святилище являлось прообразом небесного, то Закон, сохранявшийся в ковчеге завета на земле, представлял собой точную копию Закона, находящегося в ковчеге завета на небе, и что принятие истины относительно небесного святилища включало в себя признание требований Закона Божьего и обязательства соблюдать субботу согласно четвёртой заповеди. В этом и кроется секрет упорного и решительного сопротивления гармоничному толкованию Священного Писания, которое указывает на служение Христа в небесном святилище. Люди старались закрыть дверь, которую распахнул Господь. Но Тот, Кто «отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит», сказал: «Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить её» (Откр.3:7–8). Христос отворил дверь, то есть начал служение во Святом святых, и из отверстой двери небесного святилища на землю пролился свет. Все увидели, что четвёртая заповедь – часть Закона, хранящегося в небесном святилище. То, что Бог постановил, человек не может отменить.
Те, кто принял свет о святилище и незыблемости Закона Божьего, преисполнились радостью и изумлением, видя красоту и гармонию открывшейся им истины. Им хотелось поделиться со всеми христианами драгоценным светом истины, и они не могли не верить в то, что люди примут этот свет с радостью. Но истины, которые могут противопоставить их миру, не вызвали воодушевления у многих, считавших себя последователями Христа. Повиновение четвертой заповеди требовало жертвы, и большинство отказалось принести ее.
8.2. Влияние традиций
Когда были изложены требования четвертой заповеди, многие стали рассуждать, как мирские люди. Они говорили: «Мы всегда соблюдали воскресенье, как это делали и наши отцы, и многие добрые и благочестивые мужи, которые тоже соблюдали этот день и умерли праведными. Если они были правы, то и мы также правы в этом вопросе. Соблюдение субботы обособит нас от остального мира, и мы не сможем оказывать на него никакого влияния. На что может надеяться горстка людей, соблюдающих субботу, противопоставив себя всему миру, соблюдающему воскресенье? Подобными доказательствами и иудеи пытались оправдать свое отвержение Христа. Их отцы приносили Богу жертвы, которые Господь принимал, почему же их дети не смогут получить спасение, идя тем же путем? Точно так же во времена Лютера паписты утверждали, что поскольку истинные христиане умирали, будучи католиками, то, следовательно, эта религия ведет к спасению. Такая логика становятся серьезным препятствием для развития религиозной жизни и веры.
Многие утверждали, что соблюдение воскресного дня – устоявшаяся доктрина и обычай, широко распространенный в Церкви на протяжении многих столетий. Эти доказательства были опровергнуты тем, что суббота и ее празднование – еще более древний и распространенный обычай, такой же древний, как наш мир, и он освящен Богом и ангелами. Когда при пении утренних звезд и ликовании сынов Божьих было заложено основание земли, тогда была основана и суббота (см. Иов 38:6, 7; Быт. 2:1–3). Вот почему субботу нужно почитать – она учреждена не властью человека и покоится не на преданиях людей. Она основана «Ветхим днями», и Его Вечное Слово повелевает соблюдать этот день.
8.3. Суббота от сотворения мира
Суббота была освящена во время творения. Повеление соблюдать субботу было дано «при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов.38:7). Мир царил на всей земле, потому что земля находилась в гармонии с небом. «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31), и Он обрёл покой, радуясь завершённому труду.
Поскольку это отдохновение происходило в субботу, «благословил Бог седьмой день и освятил его», отделив его как святыню. Господь дал этот день Адаму как день отдыха. Это должно было служить напоминанием о делах творения, следовательно, знамением силы Божьей и Его любви. Писание говорит: «Памятными соделал Он чудеса Свои». «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Быт.2:3; Пс.110:4; Рим.1:20).
Всё было сотворено Сыном Божьим. «В начале было Слово, и Слово было у Бога… Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1–3). Поскольку суббота напоминает о процессе творения, она является свидетельством любви и силы Христовой.
Суббота направляет наши мысли и сердца к природе и приводит нас к общению с Творцом. В пении птиц, в шелесте деревьев и в шуме моря мы по–прежнему можем различить Его голос, который когда–то «во время прохлады дня» слышали Адам и Ева.
Адам соблюдал субботу, освящённую покоем и благословением Творца, не только в своей невинности в святом Едеме, но и после того, как он пал, покаялся и был изгнан из своей блаженной родины. Суббота соблюдалась всеми патриархами – от Авеля до праведного Ноя, Авраама и Иакова. Когда избранный народ находился в египетском плену, там, среди царящего всюду идолопоклонства, многие утратили знание Закона Божьего, но когда Господь освободил Израиль, Он величественно и торжественно провозгласил Свой Закон собравшемуся множеству людей, чтобы они узнали Его волю, повиновались и боялись Его вовеки.
С того времени и до наших дней на земле сохранялось познание Закона Божьего, и соблюдалась суббота согласно четвёртой заповеди.
8.4. Соблюдение субботы
Суббота была дана не только для Израиля, но и для всего мира. Человек знал это в Едеме, и соблюдение субботы имеет такое же значение, как соблюдение остальных заповедей Десятисловия. Христос сказал о законе, частью которого является четвёртая заповедь: «Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона».
Во время Своего земного служения Христос особенно подчёркивал принципиальные требования субботы. Во всех Своих учениях Он проявлял благоговение к этой заповеди, которую Сам и учредил. В Его дни суббота была настолько извращена, что её соблюдение отражало не сущность Господа, а эгоистичность и деспотизм человека. Христос устранил ложное учение о субботе, посредством которого люди, утверждавшие, что знают Бога, искажали Его образ. Хотя раввины и преследовали Его с беспощадной враждебностью, но Он ни в чём не подчинялся их требованиям и продолжал соблюдать субботу согласно Закону Божьему.
Самыми недвусмысленными словами Он засвидетельствовал Своё отношение к закону Иеговы: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном» (Мф.5:17–19).
Но чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. Через веру они должны стать причастниками праведности Христа. Давая Израилю заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его», Господь сказал также: «Будьте у Меня святыми» (Исх.20:8; 22:31). Только при таком условии суббота могла обозначать израильтян как приверженцев Бога.
Когда евреи отдалились от Бога и отказались поверить в праведность Христа, суббота потеряла свой смысл для них. Пытаясь возвеличиться и отвратить народ от Христа, сатана сделал всё, чтобы исказить значение субботы, ибо она является символом власти Христа. Вожди еврейского народа исполняли волю сатаны, обременяя день Божьего покоя многочисленными предписаниями.
Во времена Христа суббота была настолько извращена, что соблюдение её отражало скорее характер себялюбивых и деспотичных людей, нежели характер любящего Небесного Отца.
Властитель, устанавливающий законы, которые люди не в состоянии исполнить, – именно такой образ Бога фактически создали раввины. Они добились того, что на Бога стали смотреть как на тирана и считать, что соблюдение Его требований относительно субботы порождает бессердечие и жестокость. Христу надлежало исправить все эти ошибочные представления. Хотя раввины следили за Ним с неослабной враждебностью, Христос не поддавал и виду, что подчиняется их требованиям, а шёл прямым путём, соблюдая субботу в соответствии с Законом Божьим.
Те, кто считает, что Христос упразднил закон, настаивают: Он нарушал субботу и оправдал Своих учеников, сделавших то же. Таким образом, они занимают ту же позицию, что и придирчивые иудеи. Они противоречат свидетельству Самого Христа: «Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин.15:10). Ни Спаситель, ни Его последователи не нарушали закон о субботе. Христос являлся живым воплощением закона. В Его жизни невозможно было обнаружить ни малейшего нарушения святых заповедей. В окружении людей, ищущих случая осудить Его, Он мог уверенно сказать: «Кто из вас обвинит Меня в неправде?» (Ин.8:46).
Спаситель пришёл не для того, чтобы отменить сказанное патриархами и пророками, ведь Он Сам говорил их устами. Все истины Слова Божьего исходили от Него. Но эти драгоценные камни были помещены в фальшивую оправу. Их свет стал служить заблуждениям. Бог же стремился изъять их из ложной оправы и поместить в обрамление истины. Сделать это могла только Его рука. Истина, смешанная с заблуждением, служила врагу Бога и человека. Христос пришёл поведать истину там, где она прославляла бы Бога и спасала людей.
8.5. «Суббота для человека…»
«Суббота для человека, а не человек для субботы», – сказал Иисус. Все установления Господни даны для блага людей.
Когда Иисуса спросили, «можно ли исцелять в субботу», Он ответил: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» (Мф.12:10–12).
Христос хотел научить и Своих учеников, и Своих врагов, что самое главное – это служение Бога Своему творению. Деятельность Господа в этом мире сосредоточена на спасении человека, и поэтому всё, что с этой целью совершается в субботний день, не будет нарушением закона о субботе.
Бог ценит только служение любви, а если любви нет, то простой круг обрядов – это оскорбление для Него. Так и с субботой. Она предназначена для общения с Богом. Но когда человек поглощен утомительными обрядами, смысл субботы утрачивается, формальное соблюдение субботы есть не что иное, как насмешка.
Исцеляя сухорукого, Иисус осудил обычаи иудеев, сохранив четвёртую заповедь в том виде, в каком Бог дал её. «Можно делать добро в субботу», – утверждал Он. Отвергнув бессмысленные запреты, нагромождённые иудеями, Христос чтил субботу, в то время как те, кто жаловался на Него, бесчестили святой день Божий.
«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу», – сказал Христос. Творец субботы не отменил её, пригвоздив ко кресту. Смерть Христа не умалила субботу.
8.6. Знамение Творца
Истинных поклонников Бога всегда отличало особое уважение к четвёртой заповеди, так как она является знамением Его творческой силы и свидетельствует о Его праве на честь и поклонение со стороны людей.
«Суббота как памятник Творения важна потому, что она всегда свидетельствует об истинной причине нашего поклонения Богу», заключающейся в том, что Он – Творец, а мы Его творение. «Суббота потому, собственно, и образует основание всего богослужения, что она преподносит эту великую истину самым впечатляющим образом, как никакое другое установление. Истинная причина для поклонения Богу не только в субботу, но и в целом – это основополагающие различие, которое существует между Богом и Его творением. Этот великий факт никогда не устареет, и его никогда не следует забывать». Бог установил субботу в Едеме, чтобы таким путём всегда напоминать людям об этой истине, и до тех пор, пока мы будем поклоняться Господу как нашему Создателю, суббота будет оставаться знамением и памятником Его творческой деятельности. Если бы все соблюдали субботу, тогда мысли и чувства людей были бы обращены к их Творцу как объекту всеобщего поклонения и благоговения, и тогда не существовало бы ни одного идолопоклонника, атеиста и безбожника.
В четвёртой заповеди Господь открывается как Творец неба и земли – этим Он и отличается от всех ложных богов. Суббота является памятником творческих трудов и свидетельствует о том, что седьмой день был освящён как день покоя для человека. Он установлен для того, чтобы постоянно напоминать людям о живом Боге – источнике бытия и объекте почитания и поклонения. Сатана стремится к тому, чтобы люди нарушали верность Господу и не соблюдали Его Закон; поэтому он и сосредоточивает усилия именно на этой заповеди, говорящей о Боге как о Творце.
В настоящее время протестанты утверждают, что воскресение Христа в воскресенье и превратило этот день в христианскую субботу. Но Священное Писание не даёт для этого никакого основания. Ни Христос, ни апостолы ничем не выделили воскресенье. Празднование воскресенья христианами исходит из «тайны беззакония» (2Фес.2:7), которая начала проявляться ещё во дни апостола Павла.
8.7. Тайна беззакония
Апостол Павел во втором послании к Фессалоникийцам предрекал великое отступление, которое завершится установлением папской власти. Он писал, что день Господень не наступит, пока «не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4). Более того, апостол предупреждает братьев о том, что «тайна беззакония уже в действии». Ещё в тот ранний период христианской эры он видел, что в церковь проникают заблуждения, которые готовят путь папству.
«Тайна беззакония» вначале скрытно, незаметно совершала своё обольщающее и богохульное действие, а затем, постепенно приобретая всё большую силу, уже открыто завладела сознанием людей. Языческие обычаи самым неприметным образом вошли в христианскую церковь. Этот дух соглашательства и уступок некоторое время сдерживался жестокими гонениями. Но когда гонения прекратились и христианство вошло в царские дворы и палаты, тогда простоту и кротость Христа и Его апостолов сменили величие и гордость языческих жрецов и правителей, а Божественные установления – человеческие измышления и предания.
Формальное обращение императора Константина в начале IV столетия вызвало большое ликование среди христиан, и мирское влияние под видом праведности проникло в церковь. Церковь стала быстро разлагаться. С виду побеждённое язычество оказалось победителем. Его дух овладел церковью. Языческие учения, обычаи и суеверия соединились с верой так называемых последователей Христа.
Это соглашение между язычеством и христианством привело к появлению «человека греха», о котором пророчество говорило, что он превознесёт себя выше Бога и поведёт борьбу с Ним. Эта исполинская система ложной религии является шедевром сатанинской власти, памятником его попыток воцариться на престоле и своевольно управлять землёй.
Сатана однажды уже пытался вступить в соглашение со Христом. Он пришёл к Сыну Божьему в пустыне искушений и, показал ему все царства мира и славу их, обещал всё это отдать в руки Его при одном условии – Иисус должен был признать верховную власть князя тьмы. Христос дал отпор наглому искусителю и заставил его удалиться. Но, предлагая то же самое человеку, сатана добился куда больше успехов.
Стремясь к славе и богатству, церковь начала искать покровительства и поддержки у великих мира сего; отвергнув тем самым Христа, она была вынуждена подчиниться представителю сатаны – епископу Рима.
8.8. Папство
Один из основных догматов римской церкви состоит в признании папы видимым главой Церкви Христа, наделённым высшей властью над всем духовенством на земле.
Более того, папе присвоен ещё и Божественный титул, он именуется: «Господь Бог – Папа» и считается непогрешимым. Он требует, чтобы все люди почитали его. Через римскую церковь сатана выдвигает те же притязания, какие он предъявил и в пустыне искушения, и многие готовы оказать ему эти почести.
Но люди, живущие в страхе Божьем, встретили эти дерзкие заявления так, как Христос встретил подстрекательства коварного врага: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк.4:8).
В Слове Божьем не содержится ни малейшего намёка на назначение какого–либо лица главою Церкви. Это учение о папской верховной власти идёт вразрез со Священным Писанием. Папа не может иметь никакой власти над Церковью Христа, кроме той, которую он присвоил себе незаконным образом.
Приверженцы римской церкви обвиняют протестантов в ереси и в своевольном отделении от истинной церкви. Но подобные обвинения скорее всего относятся к ним. Именно они свергли знамя Христа и отступили от веры, «однажды преданной святым» (Иуды 1:3).
8.9. Запрет на чтение Библии
Сатана прекрасно знал о том, что благодаря Священному Писанию люди сумеют распознать его заблуждения и смогут противостоять его силе. Спаситель мира также отражал его нападки при помощи Слова. При каждом наступлении сатаны Христос выставлял щит вечной истины, говоря: «Так написано». На каждое наглое предложение врага Он отвечал мудростью и силой Слова. И сатана понял: чтобы господствовать над людьми и учредить узурпаторскую власть папы, он должен держать народ в неведении относительно учения Священного Писания.
Библия возвеличивает Бога и открывает истинное положение смертных людей, поэтому сатана делает всё возможное, чтобы её святые истины остались скрытыми и подавленными. Такая установка была взята на вооружение и римской церковью. На протяжении нескольких веков она препятствовала распространению Библии. Народу было запрещено читать её и даже иметь её у себя в доме, в то время как безнравственные священники и прелаты произвольным толкованием библейских истин пытались доказать правомерность своих притязаний. Таким образом почти все признали папу наместником Бога на земле, наделённым верховной властью в церкви, так и в государстве.
8.10. Изменение Закона и идолопоклонство
Устранив Библию, разоблачавшую заблуждения и обман, сатана получил возможность осуществлять свои замыслы.
Пророчество свидетельствовало, что папство «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан.7:25). И папство незамедлительно предприняло такую попытку. Для того чтобы облегчить в какой–то степени обращение язычников в христианство и чем–то восполнить их прежний ритуал идолослужения, в христианское богослужение постепенно было введено поклонение иконам и «святым мощам». И в конце концов, Вселенский собор узаконил эту форму идолопоклонства.
В довершение этого богохульного дела Рим дерзнул изъять из Закона Божьего вторую заповедь, запрещающую поклонение иным богам, и разделил десятую заповедь на две, чтобы сохранить изначальное число.
8.11. День солнца
Дух соглашательства с язычеством открыл путь к дальнейшему пренебрежению властью Неба. Сатана, действуя через необращённых глав церкви, исказил и четвёртую заповедь, пытаясь устранить древнюю субботу, день освящённый и благословлённый Богом (см. Быт.2:2–3), и заменить её почитаемым и соблюдаемым язычниками «достопочтенным днём солнца».
Вначале эта попытка была тщательно замаскирована. В течение первых столетий истинная суббота соблюдалась всеми христианами. Ревностно почитая Бога и веря в непреложность Его Закона, они тщательно оберегали святость его предписаний. С величайшей осторожностью и хитростью сатана продолжал добиваться своего через своих представителей на земле. Для того чтобы привлечь внимание народа к воскресенью, этот день был объявлен праздничным в честь воскресения Христа. И хотя в этот день совершались богослужения и его считали днём отдыха, всё же суббота продолжала соблюдаться.
Чтобы приготовить путь для своих действий, сатана побудил иудеев перед пришествием Христа окружить субботу самыми строгими требованиями, чтобы превратить её в непосильное бремя для народа. Теперь же, спекулируя на ложном понимании субботы, которое он сам же внушил, сатана заставил людей презрительно назвать её иудейским постановлением. В то время как христиане продолжали праздновать воскресенье как радостный, счастливый праздник, он побудил их, с целью продемонстрировать ненависть к иудеям, сделать субботу днём поста, скорби и печали.
В начале IV столетия император Константин установил своим указом всеобщее соблюдение воскресного дня во всей Римской империи. День солнца, почитавшийся язычниками, в то же время стал праздноваться и христианами.
Политика императора была направлена на то, чтобы соединить противоречивые интересы христианства и язычества.
К этому его побуждало духовенство, которое, стремясь к славе и власти, понимало, что почитание одного и того же дня язычниками и христианами поможет язычникам формально принять христианство, что в свою очередь будет способствовать усилению могущества церкви. Но хотя богобоязненные христиане со временем стали считать воскресенье, в известной степени, святым днём, они по–прежнему продолжали соблюдать истинную субботу как святой день Господень и чтили её согласно четвёртой заповеди.
Но великий обманщик на этом не остановился. Он решил собрать весь христианский мир под своё сатанинское знамя и осуществлять власть через верного своего сообщника – гордого папу, объявившего себя наместником Христа. И с помощью полуобращённых язычников, высокомерных прелатов и епископов, любящих мир, он достиг своей цели. Время от времени собирались Вселенские соборы, на которые съезжалось высшее духовенство со всех стран мира. Почти на каждом соборе значение субботы, установленной Богом, всё более принижалось, тогда как воскресный день всё более возвышался. В конце концов, к языческому празднику стали относиться как Божественному предписанию, а библейская суббота была объявлена пережитком иудаизма, и соблюдающие её подлежали осуждению и проклятию.
Великому отступнику удалось возвыситься над всем, называемым «Богом или святынею» (2Фес.2:4). Он осмелился изменить единственную в своём роде заповедь Божественного закона, которая безошибочно указывает всем людям на истинного и живого Бога.
Когда и где Господь усыновил это детище папства? Какими разумными доводами можно оправдать изменения, не освящённые Словом Божьим?
8.12. Тёмное средневековье
В IV столетии папство прочно утвердилось в мире. Его центром был избран императорский город, а римский епископ был назначен главой всей церкви. Язычество уступило место папству. Дракон отдал зверю «силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2).
Начался период 1260 – летнего папского преследования, предсказанный в пророчествах Даниила и Книги Откровение (см. Дан.7:25; Откр.13:5–7).
Христиане должны были сделать выбор: или, отказавшись от своих убеждений, принять папские постановления и обряды, или же окончить жизнь в темнице, под пытками, на костре или эшафоте. Исполнились слова Иисуса: «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Моё» (Лк.21:16–17). Верующие подвергались невиданным прежде преследованиям, и мир превратился в сплошное поле битвы.
В течение целых столетий Церковь находила себе убежище в уединенных и пустынных местах. Так говорит пророк: «Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр.12:6).
С приходом к власти римской церкви и было положено начало тёмного средневековья. По мере укрепления этой власти сгущался и мрак. Люди верили не Христу как истинному основанию, а папе римскому. Вместо того чтобы уповать на Сына Божьего, дающего прощение грехов и вечное спасение, народ взирал на папу, а также на священников и прелатов, которых тот наделил своей властью. Людей учили, что папа является посредником между Богом и человеком, и никто не может приблизиться к Богу, как только через него; и что папа для них вместо Бога, поэтому все должны безоговорочно подчиняться ему. Уклонение от его требований служило веской причиной для того, чтобы подвергнуть виновных самым жестоким наказаниям. Таким путём внимание народа было отвлечено от Бога и обращено на грешных, жестоких людей, и даже более того – на самого князя тьмы, который через них осуществлял свою власть. Грех был облечён в святые одеяния.
Когда Священное Писание устраняется и человек считает себя эталоном истины, тогда можно ожидать только мошенничества и самых унизительных пороков. С возвышением человеческих законов и традиций обнаружились испорченность и разложение, которое всегда являются следствием забвения Закона Божьего.
То были тревожные дни для Церкви Христа. Как мало оставалось верных знаменосцев истины! Хотя во все времена были верные свидетели истины, однако иногда казалось, что заблуждение и суеверие уже восторжествовали, а истинная религия почти изгнана. В то время как Евангелие было отнято у людей, умножались религиозные формы и обряды, и народ изнемогал под бременем жестоких требований и ограничений.
Людей учили не только смотреть на папу как на своего посредника, но и зарабатывать прощение грехов совершением тех или иных дел. Изнурительные и долгие паломничества, епитимьи, налагаемые на кающегося грешника, поклонение мощам, воздвижение церквей, часовен и алтарей, солидные пожертвования для церкви – всё это и ещё многое другое требовалось от людей, чтобы смягчить гнев Господа и снискать Его расположение, как будто Бог подобен людям, гневающимся из–за пустяков, и Его можно задобрить дарами и епитимьями, налагаемыми на кающихся грешников!
Тьма всё сгущалась. Поклонение идолам стало повсеместным. Перед образами зажигались свечи, на них молились. Повсюду распространялись самые бессмысленные и суеверные обычаи. Люди настолько были подвержены влиянию суеверий, что казалось, здравый смысл полностью утрачен. Псалмопевец так описывает влияние идолопоклонства на его приверженцев: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс.113:16). Созерцая, мы начинаем изменяться – это закон человеческого ума. Человек не может подняться выше своего понимания истины, чистоты и святости. Если разум никогда не поднимается выше человеческого уровня и верой не возносится к созерцанию бесконечной мудрости и любви, человек деградирует.
8.13. Непогрешимость Римской церкви
Разве можно было ожидать чего–либо иного от людей, кроме невежества и порока, если само духовенство и священники, к которым они обращались за советом, были испорчены и развращены.
Церковь сделала ещё один шаг на пути своего высокомерного возвышения, когда в XI столетии папа Григорий VII объявил о непогрешимости римской церкви. Одно из выдвигаемых им положений гласило, что церковь, согласно Священному Писанию, никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться. Но Библия никогда не поддерживала такого утверждения. Гордый епископ также присвоил себе власть низлагать монархов, утверждая, что никто не имеет права оспаривать решения, принятые им, и только он один должен пользоваться правом отменять решения других.
8.14. Заступничество святых и обожествление девы Марии
Последующие столетия были свидетелями всё большего искажения истины учениями, исходящими из Рима. Ещё до учреждения папства идеи языческих философов привлекали к себе внимание и оказывали влияние на церковь. Многие, считавшие себя обращёнными, по–прежнему придерживались языческой философии и не только продолжали изучать её, но и предлагали другим как средство для расширения своего влияния на язычников. Таким образом, в христианскую веру проникли серьёзные заблуждения.
Главные среди них: вера в естественное бессмертие человека и в сознательную жизнь после смерти. На основании этого учения Рим утвердил заступнические молитвы святым и обоготворение девы Марии. Отсюда также появилась ересь о вечных муках нераскаявшихся грешников, которая быстро стала частью символа веры.
8.15. Чистилище и индульгенция
Так была подготовлена почва для принятия другого языческого вымысла – идеи чистилища, с помощью которой Рим внушал страх легковерной и суеверной толпе. Под чистилищем подразумевалось место мук, куда попадали души, не заслуживающие вечной гибели, и где после соответствующего наказания за грехи они очищались и допускались на Небо.
И ещё в одном вымысле нуждался Рим, чтобы использовать страх и пороки своих приверженцев. Это было учение об индульгенциях. Обещалось полное отпущение грехов в прошлом, настоящем и будущем, а также и освобождение от всех мук и наказаний тем, кто будет участвовать в войнах, проводимых папой для расширения его владений или же уничтожения тех, кто осмеливался отрицать его духовную власть. Людей учили, что, уплатив деньги церкви, они освобождаются от грехов, а заодно могут спасти и души умерших друзей, томящихся в мучительном адском пламени. За счёт всего этого Рим обогащался, утопая в пышности, распутстве и пороках лицемерных представителей Того, Кто не имел места где приклонить голову.
8.16 Идольская месса
Библейское установление Вечери Господней было вытеснено идольской мессой. Папские священники претендовали на то, что с помощью бессмысленного и нелепого ритуала они способны превращать простой хлеб и вино в подлинные «тело и Кровь Христа». С кощунственной самонадеянностью они присваивали себе творческую силу Бога, Творца всего существующего. От христиан под угрозой смерти требовали открыто признать свою веру в эту страшную ересь, оскорбительную для Неба. Многие, отказывающиеся сделать это, были преданы огню.
8.17. Инквизиция
В XII столетии было учреждено одно из самых страшных орудий папства – инквизиция.
Князь тьмы сотрудничал в этом вопросе с представителями папской иерархии. На их тайных сборищах незримо присутствующие там сатана и его ангелы управляли мыслями этих грешных людей, в то время как невидимый ангел Божий записывал их ужасные постановления и историю всех чудовищных злодеяний, способных устрашить любого смертного.
«Вавилон великий был упоён кровью святых». Изуродованные тела миллионов мучеников взывали к Богу об отмщении этой отступнической державе.
8.18. Последствия отвержения Божьего Слова
Папство стало всемирным деспотом. Императоры и короли подчинялись приказам римского папы. Казалось, что земная и вечная участь каждого находились в его руках. В течение многих столетий без малейшего возражения всё подчинялось учениям Рима, и с каким благоговением совершались его обряды и празднества! Римское духовенство пользовалось всеобщим почётом, потоком шли щедрые пожертвования. С тех пор римская церковь не достигала такой великой славы и могущества.
Но «полуденное сияние папского могущества было полночным мраком для мира». Святое Писание было почти незнакомым не только народу, но и священникам. Подобно фарисеям древности, папские вожди ненавидели свет, открывающий их грехи. Отбросив Закон Божий как мерило праведности, они обрели безграничную власть и были неудержимы в своих пороках.
Повсюду процветали обман, корыстолюбие и разврат. Люди не страшились никакого преступления, если оно сулило богатство и высокое положение в обществе. Дворцы пап и прелатов были превращены в вертепы разврата. Некоторые из главных епископов были виновны в таких вопиющих преступлениях, что светская власть пыталась сместить этих сановников с их постов как самых несносных извергов, терпеть которых было больше нельзя. На протяжении сотен лет Европа не достигла никакого прогресса в области науки, искусства и культуры. Христианство было поражено нравственным и интеллектуальным параличом.
Состояние мира, находящегося под властью Рима, представляло собой страшное и поразительное исполнение слов пророка Осии: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя… и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих».
«Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:6, 1, 2). Вот последствия отвержения Слова Божьего.
8.19. Свет Истины
Во тьме, которая окутала землю во время долгого периода папского владычества, свет истины всё же не совсем померк. В каждом столетии находились свидетели Божьи – люди, которые верили во Христа как единственного Посредника между Богом и человеком, которые смотрели на Библию как на единственное правило жизни и соблюдали истинную субботу.
Никогда человечество в достаточной степени не поймёт того, сколь многим обязан мир этим людям. Их клеймили позором как еретиков, их мотивы ставились под сомнение, на них клеветали, их письменные труды скрывали, и смысл их искажался. Однако, невзирая ни на что, они оставались непоколебимы и из поколения в поколение передавали свою веру во всей чистоте как священное наследие для грядущих поколений.
8.20. История Божьего народа
История народа Божьего на протяжении мрачных столетий римского владычества записывалась на небесах, однако в человеческой летописи она отражена весьма скупо. Мы можем прочесть о верных детях Божьих, разве что в обвинительных актах их гонителей! Политика Рима заключалась в том, чтобы уничтожить всякое суждение, противоречащее официальной доктрине. Он стремился уничтожить всё, что противодействовало его учениям, будь это люди или их произведения. Достаточно было высказать сомнение относительно авторитета папских догматов, и это могло стоить жизни как богатому, так и бедному человеку, как знаменитому, так и простолюдину. Рим постарался уничтожить всякий след своего жестокого обращения с раскольниками. Папские соборы постановили предать огню все книги и материалы, содержащие записи о преследованиях. Тогда ещё не существовало книгопечатания, книг было немного, громоздкие и неудобные для хранения, они легко уничтожались руководителями римской церкви.
Ни одна церковь, находившаяся в пределах римской юрисдикции, не пользовалась долго свободой совести. Как только папство приобрело силу, оно наложило свою руку на всех, кто сопротивлялся его намерениям, и постепенно одна за другой все церкви были подчинены господству Рима.
В Великобританию первозданное христианство проникло очень рано. Отступничество Рима никак не повлияло на бриттов, которые приняли Евангелие ещё в первые столетия. Преследования со стороны языческих императоров, которые достигали даже этих отдалённых берегов, стали единственным даром, который первые британские церкви получили от Рима. Многие из преследуемых христиан бежали из Англии и нашли убежище в Шотландии; отсюда истина проникла в Ирландию, и везде она встречала дружественный приём.
С завоеванием Британии саксами язычество приобрело там власть и авторитет. Победители считали унизительным учиться чему–либо у своих рабов, и христиане были вынуждены уйти в горы и непроходимые болота. Однако сокрытый на время свет продолжал гореть. Спустя столетие он так ярко засиял в Шотландии, что лучи его дошли до самых отдалённых стран. Из Ирландии вышел благочестивый Колумба со своими соратниками, которые собрали со всей страны рассеянных детей Божьих на одиноком острове Иона и превратили его в центр миссионерской деятельности. Среди тех евангелистов был один человек, соблюдавший библейскую субботу, и через него эта истина стала достоянием народа. На острове Иона была учреждена школа, которая посылала своих миссионеров не только в Шотландию и Англию, но и в Германию, Швейцарию и даже Италию.
Но скоро Рим обратил внимание на Британию, решив и её подчинить своему влиянию. В VI столетии католические миссионеры начали трудиться над обращением саксонцев–язычников. Они с благосклонностью были встречены гордыми варварами, и в результате тысячи саксонцев приняли римскую веру. По мере расширения своей деятельности папские посланцы и обращённые ими саксонцы сталкивались и с христианами, исповедующими христианство первых веков. Разница между ними бросалась в глаза! Последние были скромны и смиренны; свет Священного Писания отражался в их учении, характере, поведении, в то время как противники их были суеверны, горды и высокомерны. Римский эмиссар потребовал, чтобы эти христианские церкви признали верховную власть папы. Бритты кротко ответили, что желают любить всех людей и жить со всеми в мире, но что папа не уполномочен объявлять себя главой церкви, и поэтому они могут почитать только в той мере, в какой почитают каждого последователя Христа. Предпринимались неоднократные попытки привлечь их на сторону Рима, но эти скромные христиане, поражённые гордостью римских посланников, мужественно стояли на своём и отвечали, что не знают другого господина, кроме Христа. Тогда проявился истинный дух папства. Римский посланник заявил: «Если вы не желаете принять братьев, которые принесли вам мир, тогда вы примите врагов, которые принесут вам войну. Если вы не объединитесь с нами, чтобы указать саксонцам путь к жизни, тогда вы получите от них смертельный удар». И это были не пустые угрозы. Против свидетелей библейской веры были пущены в ход насилие, кровопролития, заговоры, ложь, пока наконец, церкви Британии не были уничтожены и были вынуждены подчиниться власти папы.
В странах, не зависящих от Римской империи, в течение многих столетий жили христиане, которых совершенно не коснулась политика папской власти. Окружённые язычниками, они, конечно, с течением времени подпали под влияние их заблуждений, но всё же продолжали считать Библию единственным мерилом веры и следовали многим её истинам. Они верили, что Закон Божий не подлежит никаким изменениям, и соблюдали субботу согласно четвёртой заповеди. Такие церкви существовали в Центральной Африке и в армянских поселениях в Азии.
Но среди тех, кто оказал папской власти самое решительное сопротивление, первое место занимают вальденсы.
8.21. Вальденсы
Поразительной иллюстрацией отношения Рима к инакомыслящим являются длительные и кровавые преследования вальденсов, часть которых соблюдала субботу.
Как раз в той стране, где папство утвердило свой престол, оно встретило наиболее стойкое сопротивление. В течение целых столетий церкви в Пьемонте сохраняли свою независимость, сопротивляясь искажению веры и лжи, пока Рим не подчинил и их. После безуспешной борьбы с диктатом Рима руководители этих церквей, хотя и вынужденно, признали верховную власть папы, который, казалось, подчинил себе уже весь мир. Однако были и такие, кто отказался подчиниться власти папы или прелатов. Они решили остаться верными Богу и сохранить чистоту и простоту своей веры. Произошло разделение. Приверженцы древней веры рассеялись: одни, оставив родные Альпы, подняли знамя истины в других странах; другие ушли в отдалённые долины и ущелья гор и там продолжали служить Богу, по велению своей совести.
Вероучение, которое в течение многих столетий сохранялось и распространялось вальденскими христианами, резко отличалось от ложных доктрин Рима. Их религия основывалась на писаном Слове Божьем, истинной основе христианства. Но эти скромные крестьяне, ютившиеся в своих мрачных жилищах, отрезанные от мира и добывающие себе ежедневное пропитание тяжким трудом, пася овец и возделывая виноградники, не изобретали истину, которая так резко отличалась от ересей и догм отпавшей церкви. Они не изобретали новую веру, нет – их вера была наследием отцов. Они подвизались «за веру, однажды преданную святым» (Иуда 3), за веру апостольской Церкви.
«Церковь в пустыни», а не высокомерная иерархия, воцарившаяся в столице мира, была истинной Церковью Христа, хранительницей сокровищ истины, вверенных Богом Своему народу для того, чтобы он, в свою очередь, передал их миру.
8.22. Отделение истинной Церкви от Рима
Одной из основных причин отделения истинной Церкви от Рима была его ненависть к библейской субботе. Как и было предсказано в пророчестве, папство повергло истину на землю. Закон Божий был низринут во прах, в то время как человеческие традиции и обычаи были возвеличены и возвышены.
Церкви, находящиеся под папским владычеством, с самого начала принуждались почитать воскресенье как святой день. Многие, даже из числа истинного народа Божьего, настолько были сбиты с толку царящими в обществе заблуждениями и суевериями, что, соблюдая субботу, воздерживались от труда и в воскресенье. Но это не удовлетворяло папскую власть. Она не только требовала соблюдать воскресенье, но и принуждала людей к работе по субботам и самым решительным образом осуждала тех, кто чтил этот день. И только находясь в изгнании, вдали от власти Рима, дети Божьи могли спокойно исполнять Закон Божий.
Вальденсы первыми в Европе осуществили перевод Священного Писания. За сотни лет до начала Реформации они уже читали Библию в рукописных списках на своём родном языке. Они имели истину в неискажённом виде, и это сделало их предметом особенной ненависти и преследования. Они объявили римскую церковь отступническим Вавилоном, изображённым в Книге Откровение, и с риском для жизни мужественно сопротивлялись её пагубному влиянию. Долгие преследования вынудили некоторых пойти на уступки и постепенно отказаться от главных принципов истины, однако другие продолжали мужественно отстаивать её. На протяжении всех мрачных веков отступничества существовали вальденсы, которые отрицали верховную власть Рима, отвергали иконопочитание как идолослужение и продолжали соблюдать истинную субботу. Среди самых яростных бурь они хранили свою веру. Пронзаемые савойскими копьями и сжигаемые на кострах инквизиции, они непоколебимо стояли за чистоту Слова Божьего и Божью честь.
Хотя «человеку греха» и удалось растоптать святой день Божий, тем не менее даже в период его владычества были люди, которые в тайне почитали этот день. Со времён Реформации в каждом поколении находились те, кто чтил этот день. Невзирая на поношение и преследования, верные дети Божьи постоянно свидетельствовали о незыблемости Закона Божьего и о священном долге человека чтить субботу творения.
8.23. Соблюдение воскресного дня в наше время
Нечестие и духовное невежество, процветавшие во время папского владычества, явились неизбежным результатом подавления Священного Писания, но где искать причину широко распространенного безбожия, отвержения Закона Божьего со всеми его гибельными последствиями в наше время – время полного евангельского света и религиозной свободы?
Теперь, когда сатана больше не властен лишать мир Священного Писания, он прибегает к другим средствам для достижения той же цели. Подрыв веры в Библию точно так же служит его интересам, как и уничтожение самой Библии. Распространяя и внедряя убеждение, что Закон Божий не обязателен, он столь успешно вводит людей в грех, как будто бы они и не слышали о его предписаниях. И теперь, как и в прежнее века, он продолжает проводить в жизнь свои намерения, действуя через Церковь.
Современные религиозные организации отказываются слушать непопулярные истины, столь ясно изложенные в Священном Писании, и в борьбе с ними они придумывают всевозможные истолкования, в результате сеются семена скептицизма и неверия. Приняв папское лжеучение о естественном бессмертии души и сознательном состоянии человека после смерти, они тем самым лишили себя единственной защиты против обольщений спиритизма. Учение о вечных муках привело к тому, что многие перестали верить Библии. Поскольку Писание раскрывает людям требования четвёртой заповеди, и они начинают понимать необходимость её соблюдения, то для того, чтобы освободить их от этой нежелательной для них заповеди, популярные учители заявляют, что Закон Божий вообще не нужен. Таким путём они одновременно отбрасывают и Закон, и субботу. По мере расширения движения за изменение субботы отвержение Закона будет практически всеобщим с целью избежать выполнения четвёртой заповеди. Поучения религиозных наставников открыли дверь безбожию, спиритизму и презрительному отношению к святому Закону Божьему, и на этих людях лежит страшная ответственность за то беззаконие, которое существует в христианском мире.
Однако именно эти люди утверждают, что причина столь быстрого распространения испорченности как раз и заключается в том, что так называемая христианская суббота осквернена, и обязательное соблюдение воскресного дня могло бы во многом улучшить моральный климат в обществе. Это требование с особой настойчивостью раздается в Америке, где больше, чем в других странах, было проповедано о субботе. Здесь призыв к воздержанию – одному из важнейших показателей нравственного преобразования – часто переплетается с движением за соблюдение воскресного дня, защитники которого мнят себя борцами за высшее благо общества; а всех, кто отказывается присоединиться к ним, они называют врагами воздержания и реформы. Но сам факт, что движения, направленные на утверждение заблуждения, соединяются с полезной по своей сути работой, еще не является аргументом в пользу заблуждения. Подмешав яду в пищу, мы можем сделать его незаметным, но это не уничтожит его смертоносных свойств. Напротив, он становится еще более опасен, так как доброкачественная на вид пища не вызовет никаких подозрений. Одна из хитрых уловок сатаны заключается в том, чтобы смешать ложь с истиной именно в такой пропорции, чтобы придать ей правдоподобие. Сторонники соблюдения воскресного дня могут выступать в защиту реформ, в которых нуждается народ, и принципов, которые вполне согласуются с Библией, но поскольку одно временно выдвигается требование, противоречащее Закону Божьему, рабы Божьи не могут объединяться с ними. Ничто не может оправдать тех, кто подменяет заповеди Божьи человеческими предписаниями.
8.24. Переставленный указатель
С самого начала Бог дал человечеству Свой закон – средство стать счастливым и обрести вечную жизнь. Стремясь извратить намерение Божье, сатана пытается научить людей не повиноваться этому закону, постоянно прикладывая все усилия к тому, чтобы представить принципы этого закона в ложном свете и умалить его значение. Он обрушил свой удар на закон, чтобы изменить его и заставить людей нарушать его предписания, в то же время пребывая в уверенности, что они следуют ему.
Эту попытку изменить Закон Божий один писатель сравнивает с древним злонамеренным обычаем переставлять указательный столб, стоящий на главном перекрёстке двух дорог, с тем чтобы он показывал ложное направление. Часто такие злоумышленные действия приводили к самым необычайным затруднениям и несчастьям.
Подобный указательный столб был поставлен и Богом для странников этой земли. Одна стрелка указывает на добровольное подчинение Творцу как на дорогу счастья и жизни, а другая указывает на неповиновение как на путь горя и смерти. Путь к счастью был указан так же точно, как и дорога, ведущая в город–убежище в ветхозаветные времена. Но в трагический для всего человеческого рода момент великий враг любой истины повернул указательный столб в ложном направлении, и многие сбились с пути.
В течение всей христианской эпохи великий враг человеческого счастья делал субботу предметом своих жесточайших нападок. «Я буду работать наперекор намерениям Божьим. Я поручу моим последователям устранить памятник Божий, седьмой день – субботу, заявляет сатана. – Таким образом я покажу миру, что освящённый и благословленный Богом день можно изменить. Я изглажу его из памяти людей. Вместо этого дня я установлю другой, который никак не связан с Господом, день, который не может быть знамением завета между Богом и Его народом. Я заставлю тех, кто примет этот день, придать ему такую же святость, которой был достоин только седьмой день.
Я прославлю себя через моего наместника. Первый день недели будет превознесён, и протестантский мир примет эту поддельную субботу как настоящую. Заставив людей пренебрегать субботой, учреждённой Богом, я сделаю так, что Его закон станут презирать. Слова: «чтобы это было знамением между Мною и вами во все роды» будут относиться к моей субботе.
Таким образом, мир станет моим. Я стану правителем земли, князем мира. Я приобрету такую власть над людьми, что суббота Господня превратится в предмет особого презрения. А знамение? Я сделаю соблюдение седьмого дня знамением измены правителям земли. Человеческие законы будут настолько строги, что люди не осмелятся соблюдать седьмой день, субботу. Из–за боязни лишиться земных благ – пищи и одежды – они вместе с миром будут нарушать Закон Божий. Земля будет в моём полном владычестве», – заявляет сатана.
Установлением лжесубботы враг думал изменить времена и законы. Но преуспел ли он в искажении Закона Божьего? На этот вопрос мы находим ответ в 31–й главе Книги Исход. Тот, Кто вчера, сегодня и вовеки неизменен, так говорит о седьмом дне: «Это – знамение между Мною и вами в роды ваши», «Это знамение… на веки» (Исх.31:13, 17). Переставленный указатель направляет на неправильный путь, но Господь не изменяется. Он по–прежнему тот же могущественный Бог Израиля.
«Вот народы – как капли из ведра, и считаются как пылинки на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нём – для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис.40:15–17).
И в наши дни Он так же ревностно относится к Своему закону, как и во дни Ахава и Илии.
8.25. Реформа последних дней
Исаия предсказал, что в последние дни люди вернутся к празднованию субботы: «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду, ибо близко спасение Моё и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла». «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения её и твёрдо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моём доме молитвы» (Ис.56:1–2, 6, 7).
Эти слова применимы к христианскому веку, как видно из контекста: «Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду ещё собирать других» (Ис.56:8). Здесь предвозвещается, что Евангельская весть соберёт язычников. И благословение обещано каждому, кто будет соблюдать и чтить субботу. Поэтому четвёртая заповедь остаётся в силе после распятия, воскресения и вознесения Христа и простирается до того периода, когда все слуги Его должны будут проповедовать весть спасения всем народам.
Господь повелевает устами того же пророка: «Завяжи свидетельство, запечатай откровение при учениках Моих» (Ис.8:16).
Печать Закона Божьего – это четвёртая заповедь. Только в ней, в отличие от остальных заповедей, сообщается нам имя и титул Законодателя. Эта заповедь утверждает: «Господь – Творец неба и земли, из чего вытекают требование почитать Господа и поклоняться Ему превыше всех других. Нигде более в Десятисловии не указывается, чьей властью дан Закон. Когда папская власть изменила субботу, печать с закона была снята. Ученики Иисуса призваны к тому, чтобы восстановить законное положение четвёртой заповеди, возвысив её как памятный день Творца и знак Его власти.
«Обращайтесь к закону и откровению». При всём обилии различных доктрин и теорий Закон Божий является единственным мерилом которым должна проверяться истинность всевозможных мнений, учений и теорий. Пророк утверждает: «Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис.8:20).
Опять даётся повеление: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву – на грехи его» (Ис.58:1). Эти слова относятся не к безбожному миру, порицания за совершённые беззакония обращены к тем, кого Господь называет «народ Мой». И дальше Он говорит: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего» (Ис.58:2). Здесь показаны люди, которые воображают себя праведными и внешне ревностно служат Господу, но Тот, Кому подвластны сердца людей, обличает их столь строго и грозно, что становится ясно – они попирают Божественные предписания.
Пророк так говорит об установлении, которым люди пренебрегают: «Ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе» (Ис.58:12–14). Это пророчество также относится и к нашему времени.
Изменив субботу, римская власть пробила брешь в Законе Божьем.
Но пришло время восстановления Божественных уставов. Должна быть заделана брешь и возведено основание для многих поколений.
8.26. Мир, обретаемый через Спасителя
Десять заповедей, в том числе и заповедь о субботе, Бог дал Своему народу как благословение.
«И заповедовал нам Господь, говорит Моисей, – исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как теперь» (Втор.6:24). Об этом же сказано Израилю через псалмопевца:
«Служите Господу с веселеем; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою» (Пс.99:2–4). И всем хранящим «субботу от осквернения» Господь говорит: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы» (Ис.56:6–7).
«Посему Сын Человеческий есть господин и субботы». Эти слова полны наставления и утешения. Поскольку суббота сотворена для человека, она является днём Господа. Она принадлежит Христу, потому что «всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). Он сотворил всё, Он сотворил и субботу. Он выделил её в память о днях творения. Суббота указывает на Христа как на Творца, освятившего её. Она свидетельствует: Тот, Кто сотворил всё на небе и на земле, Кто всё содержит, является Главою Церкви и благодаря Его силе мы примирены с Богом. Ибо, говоря об Израиле, Он сказал: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез.20:12). Поэтому суббота даётся всем, кого освящает Христос. Как знамение Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля.
И ещё Господь говорит: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во Святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым… то будешь иметь радость в Господе» (Ис.58:13–14). Всем, кто принимает субботу как знамение созидательной и спасающей силы Христа, она станет отрадою. Видя в ней Христа, они возрадуются в Нём. Суббота указывает на дела творения как на свидетельство Его могущественной силы искупления. И хотя суббота напоминает об утраченном Едеме, она также возвещает мир, обретаемый через Спасителя. И всё в природе повторяет Его призыв: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф.11:28).
8.27. «Из субботы в субботу»
И до тех пор, пока существует небо и земля, суббота будет знамением силы Творца. И когда Едемский сад вновь расцветёт на земле, святой день Божьего покоя будет почитаться всеми живущими под солнцем. «Из субботы в субботу» жители новой земли будут «приходить… пред лице Моё на поклонение, говорит Господь» (Мф.5:18; Ис.66:23).
*Комментарии к двенадцати темам «Библейского плана спасения» составлены на основе книг христианской писательницы Елены Г. Уайт (1827-1915) из серии «Конфликт веков»:
Исполнители текста аудио-семинара: Метлов Николай, Галина Самсонова
Возврат к началу страницы
Перейти к вопросам по теме: Вопросы Темы 8
Перейти к следующей теме: Тема 9. Трёхангельская весть миру
© Школа тематического изучения Библии "БиПлан 365" 1993-2023
Евангельскому миссионерскому проекту "Библейский план спасения" 30 лет
¹ После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его (Откровение 18:1)